Небесные праздники:
с 1910 года до наших дней
Небесные праздники:
с 1910 года до наших дней
История авиасалона МАКС официально ведет отсчет с 1992 года, когда
в городе Жуковском на базе Лётно-исследовательского института им. Громова впервые после распада СССР прошла Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу-92». Однако корни авиационных фестивалей в нашей стране куда более глубокие. Первым отечественным авиа-шоу, предком нынешнего авиасалона, считается Всероссийский праздник воздухоплавания в Петербурге, проходивший
в сентябре 1910 года.
История авиасалона МАКС официально ведет отсчет с 1992 года, когда 
в городе Жуковском на базе Лётно-исследовательского института им. Громова впервые после распада СССР прошла Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу-92». Однако корни авиационных фестивалей в нашей стране куда более глубокие. Первым отечественным авиа-шоу, предком нынешнего авиасалона, считается Всероссийский праздник воздухоплавания в Петербурге, проходивший 
в сентябре 1910 года.
Давным-давно, в эпоху «этажерок»…
Давным-давно, в эпоху «этажерок»…
Как и МАКС, праздник в 1910 году был и смотром новейшей техники, и торжеством российской инженерной школы, и состязанием летчиков, и зрелищем для тысяч зрителей. Мероприятие проходило на Комендантском аэродроме, недалеко от того места, где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Участвовали самые прославленные пилоты страны того времени, авторы многочисленных летных рекордов – первый русский авиатор Михаил Ефимов, отчаянный спортсмен Сергей Уточкин, лейтенант Пиотровский, совершивший смелый перелет из Петербурга в Кронштадт, куда никто не попадал, кроме как по льду и по морю, ученик самого Анри Фармана Лев Мациевич, трагически погибший из-за технической неисправности самолета…

Были задействованы самолеты, самых известных в ту эпоху марок – французские «Farman» и «Bleriot», отечественные «Россия», «Авиатик», «Гаккель» – те самые «этажерки» из дерева, ткани и веревок, хрупкие даже на вид. Пилоты совершали зрелищные полеты вокруг Исаакиевского собора с пассажирами, демонстрировали фигуры пилотажа, бросали на точность учебные бомбы. Не отставала и «бескрылая авиация» – всех желающих гостей многодневного праздника катали на аэростатах 
и огромных воздушных змеях (!) с пассажирской корзиной. Император приветствовал участников праздника телеграммой: «Радуюсь удачным полетам наших офицеров. Мое искреннее пожелание им дальнейшего успеха в этой новой военной отрасли!»
Рекорды Праздника воздухоплавания 1910 года:
рекорд продолжительности полета 2 часа 43 минуты


рекорд высоты 1260 метров



рекорд скорости 96 км/час



рекорд грузоподъемности 210 кг



рекорд точности приземления – 1,85 метра между точками взлета и посадки

Рекорды Праздника воздухоплавания 1910 года:
рекорд продолжительности полета 2 часа 43 минуты


рекорд высоты 1260 метров



рекорд скорости 96 км/час



рекорд грузоподъемности 210 кг



рекорд точности приземления – 1,85 метра между точками взлета и посадки

МАКС №1 - «Мосаэрошоу-1992»
МАКС №1 - «Мосаэрошоу
-1992»
После распада СССР новой России требовалось срочно подтвердить свой статус одной 
из ведущих авиационных держав в мире, начать перезаключение контрактов на поставку 
и приобретение техники и ее узлов, заново провести множество переговоров. Для этого было решено собрать в Москве представителей авиакосмической отрасли со всего мира на «Мосаэрошоу-92» в подмосковном Жуковском.


Подобных мероприятий в нашей стране еще не проводили, за организацию «Мосаэрошоу» взялся профессор Московского авиационного института, один 
из крупнейших российских специалистов в области авиастроения Юрий Нагаев. Главный инженер ЛИИ им. Громова в Жуковском, лауреат Ленинской премии за разработку самолетных катапульт на заводе НПК «МиГ», автор множества изобретений в области авиации, он возглавил рабочую группу организаторов и сумел в сложнейших экономических условиях «смутных 90-х» провести первый достойный смотр отечественных авиастроительных компаний. В том году было установлено около семидесяти контактов с зарубежными партнерами и даже подписано несколько сделок на экспорт наших самолетов и вертолетов.

Именно под руководством Юрия Нагаева прошли в дальнейшем МАКС-93, МАКС-95, МАКС-97, МАКС-99 и МАКС-2001, позволив отечественному авиасалону стать в один ряд со знаменитыми британским Фарнборо и французским Ле Бурже. Традиционно МАКС собирается по нечетным годам – и на крайнем по счету мероприятии в 2015-м наш «фестиваль неба и космоса» посетило на 50 тысяч посетителей больше,
чем французский в тот же год!

Рекорды МАКС
самое большое число посетителей – 660 тысяч человек


самая большая общая сумма подписанных контрактов 21,2 млрд. долларов



самое большое число компаний-участников 878, включая 150 зарубежных из 30 стран

Рекорды МАКС
самое большое число посетителей – 660 тысяч человек


самая большая общая сумма подписанных контрактов 21,2 млрд. долларов



самое большое число компаний-участников 878, включая 150 зарубежных из 30 стран

Путевку в жизнь дают в Жуковском
Путевку в жизнь дают в Жуковском
Любители авиации традиционно ждут от МАКСа новинок, которые чаще всего именно 
на авиасалоне впервые представляют широкой публике. Самолеты, вертолеты, техника 
и технологии для оснащения военных и гражданских воздушных судов – все это зрителей ждет в избытке. Вот лишь малая часть наших выдающихся летательных аппаратов, с которыми россияне впервые познакомились на фестивалях в Жуковском в разные годы.
Т-50
Многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываемый «ОКБ Сухого» в рамках проекта «ПАК ФА» (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), наследник легендарного Су-27, невидимый в радио, инфракрасном и световом диапазонах, с уникальным полностью новым двигателем.

Скорость – 2600 км/ч

Дальность полета – 4300 км

Потолок высоты – 20 км

Вооружение – новейшие управляемые ракеты повышенной дальности и помехозащищенности, корректируемые («умные») авиабомбы (боевая нагрузка до 10 тонн), сверхдальний радиолокатор «Белка»

Бе-200
Самый известный самолет-амфибия с герметичным фюзеляжем. Знаменит как лучший в мире авиапожарный самолет, хотя является многоцелевым – пригодным и для поисково-спасательных работ, и для длительного патрулирования, и для перевозки более четырех десятков пассажиров.

Скорость – 700 км/ч

Дальность полета – 3100 км

Потолок высоты – 8 км

Полезная нагрузка – 12 тонн воды и 5 тонн груза

Ка-50
Легендарный ударный вертолет «Черная акула» и его наследник – «Аллигатор» Ка-52. Хищные очертания, ставшие уже символическими, два винта, вращающиеся в противоположные стороны и отстреливающиеся для катапультирования летчика, способность выполнять мертвую петлю – его визитные карточки!

Скорость – 315 км/ч

Дальность полета – 520 км

Потолок высоты – 5,5 км

Вооружение – 30-миллиметровая автоматическая пушка, противотанковые управляемые ракеты «Вихрь», неуправляемые ракеты, бомбовая нагрузка (боевая нагрузка 2,8 тонны)

Су-47
Необычен обратной стреловидностью крыльев, очень красивый истребитель, известный под именем «Беркут». Экспериментальный самолет для отработки новейших технологий, в том числе и для будущего истребителя 5-го поколения Т-50 ПАК ФА.

Скорость – 2500 км/ч

Дальность полета – 4000 км

Потолок высоты – 20 км

Вооружение – отсутствует (летающая лаборатория)
SSJ-100
Самый перспективный отечественный самолет постсоветской разработки, ближнемагистральный лайнер компании «Сухой», представитель семейства RRJ - Russian Regional Jet. Первый отечественный пассажирский самолет с «джойстиком» вместо штурвала, современный, экономичный и тихий.

Скорость – 860 км/ч

Дальность полета – 4000-4500 км

Потолок высоты – 12 км

Пассажировместимость – 98-108 человек
Left
Right