Вечные оппоненты авиации
Вечные оппоненты авиации
Удивительным образом на авиасалоне МАКС уживаются по соседству самолеты и их злейшие враги – системы радиолокации и зенитно-ракетные комплексы. Многие из выдающихся российских радиолокаторов и зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) впервые показали публике именно в Жуковском, откуда и началось их триумфальное шествие. А один из авиасалонов прошлых лет даже ознаменовался дружеской встречей российского и американского конструкторов ЗРК.
Удивительным образом на авиасалоне МАКС уживаются по соседству самолеты и их злейшие враги – системы радиолокации и зенитно-ракетные комплексы. Многие из выдающихся российских радиолокаторов и зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) впервые показали публике именно в Жуковском, откуда и началось их триумфальное шествие. А один из авиасалонов прошлых лет даже ознаменовался дружеской встречей российского и американского конструкторов ЗРК.
МАКС объединяющий
МАКС объединяющий
Самолеты, радиолокаторы, зенитно-ракетные комплексы – эти антиподы, как пресловутые волк, коза и капуста, находятся в одной лодке – и на авиасалоне, и в жизни. Самолет и вертолет без современного радиолокатора как незрячие в окружении бегущей толпы, уязвимы и беспомощны. Локатор на современном летательном аппарате – глаза и мозг для него самого, и главный враг для пилота противника! С другой стороны, любое государство, системно подходящее к своим военно-воздушным силам, уделяет наземным системам ПВО – ракетным комплексам и технике радиоэлектронной борьбы – не меньше внимания, чем авиации. Поэтому на авиасалоне МАКС все вышеперечисленное гармонично дополняет друг друга, привлекая зрителей и иностранных заказчиков.

В разные годы именно в Жуковском широкой публике показывали зенитно-ракетные системы С-300 «Фаворит», С-350 «Витязь», С-400 «Триумф» и разнообразные модификации этих семейств, ПЗРК «Верба», ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Тор-М2К», РЛС «Демонстратор» и много другой техники радиолокации, радиоэлектронной борьбы, ракетного оружия.
Глаза и мозг самолета в одном устройстве
Глаза и мозг самолета в одном устройстве
В Первую мировую войну авиация была преимущественно разведывательной, и летчики во время редких воздушных боев… кидали друг в друга цепи, чтобы запутать
и разрушить винт противника, и стреляли из ручного огнестрельного оружия!
Но уже тогда необходимость знать заранее о появлении противника была налицо – выскочивший из-за облаков в заднем секторе вражеский аэроплан мог безнаказанно подлететь вплотную и атаковать в спину. Сегодня же, на скоростях за 2000 км/ч, эта задача обострилась, как никогда, и бой выигрывает тот истребитель, у которого мощнее
и эффективнее радар.
Самолеты, оснащенные современной радиолокационной станцией (РЛС)
Су-35С
Т-50 ПАК-ФА
Самолеты, оснащенные современной радиолокационной станцией (РЛС)
Су-35С
Т-50 ПАК-ФА
Что такое современная радиолокационная станция самолета? Рассмотрим на примере РЛС «Ирбис» и «Белка» (буквенные и цифровые индексы не принципиальны, ибо они постоянно меняются в процессе эволюции) – РЛС, которыми оснащаются суперсовременные Су-35С, Т-50 ПАК-ФА и другие боевые машины. Самолет (не пилот, а бортовая электроника!) должен видеть приближающиеся к нему с земли и с воздуха ракеты, и, разумеется, машины противника, против которых на сверхзвуковых скоростях человеческий глаз бесполезен. Чтобы самолет имел «круговое зрение», антенны РЛС устанавливаются не только в носовом отсеке, но по бокам и вдоль закрылков. Цель, площадью от одного квадратного метра РЛС видят за 350-400 километров на встречных ракурсах и до 150 км – на догонных!

Комплексы «Ирбис» и «Белка» (прототипы которых, в разное время были показаны на МАКСе) непрерывно сканируют пространство вокруг радиолучами в X-диапазоне (от 8 до 12 ГГц) со средней мощностью импульса 5 киловатт и пиковой – 20 киловатт. Благодаря сложным фазированным антенным решеткам бортовая РЛС может сопровождать на проходе до 30 воздушных или 4 наземных целей, и управлять одновременным обстрелом ракетами до 8 целей.
ЗРК один на один с небом
ЗРК один на один с небом
Как и многие наши военные новинки, зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф», поставленный на вооружение в 2007 году, был впервые показан широкой публике именно на авиасалоне МАКС.

Нельзя сказать, что С-400 решает какие-то принципиально иные задачи, нежели предшественники. Уже много лет инженеры всех стран, строящих ЗРК, занимаются фактически одним и тем же – улучшают характеристики радаров, вычислительной аппаратуры и ракет комплекса, способных бороться с аэродинамическими
и баллистическими целями. Упрощенно говоря, первые – это тактические ракеты среднего и малого радиуса действия, запущенные с самолетов противника; их траектория лежит в горизонтальной плоскости. Вторые – это стратегические баллистические ракеты, идущие по дуге через космическое пространство и прилетающие «сверху». За различные типы целей отвечают отдельные радары и ракеты, цели нужно вовремя заметить и сбить. Боевые блоки атакующих ракет могут быть маневрирующими, разделяющимися, генерирующими помехи. Обнаружение и ведение таких целей требует серьезной «математики» - управляет этими процессами вычислительный комплекс на российских процессорах линейки «Эльбрус» (это к сведению тех, кто упрекает наших военных
в использовании в самом сердце умных систем импортных чипов!).
Как и многие наши военные новинки, зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф», поставленный на вооружение в 2007 году, был впервые показан широкой публике именно на авиасалоне МАКС.
Максимальная скорость поражаемых ЗРК С-400 целей – до 4800 км/ч; время развертывания системы из походного состояния – 5 минут; приведения в боевую готовность из развернутого состояния – 3 минуты. Радар дальнего обнаружения ЗРК С-400 действует в радиусе 600 километров. Дальность/высота поражения аэродинамической цели – 250/27 километров, баллистической – 60/27 километров.
Но не менее важны и минимальные параметры, как ни странно – поэтому ракеты С-400 могут поражать низколетящие цели на высотах, начиная от 10 метров, тогда как американский комплекс ЗРК «Пэтриот» способен отреагировать только на высотах
не менее 100 м, и перед низколетящими ракетами беззащитен.
Леманский и Бартон – С-300 против «Пэтриот»
Леманский
и Бартон – С-300 против «Пэтриот»
С 1956 и по 2007 год Александр Леманский проработал на ГСКБ «Алмаз-Антей» (до 2008 года в НПО «Алмаз»). Именно он разработал и внедрил те самые многоэлементные активные фазированные решетки: суперантенны, благодаря которым радары наших наземных зенитно-ракетных комплексов и истребителей обнаруживают, ухватывают
и не отпускают до момента уничтожения маневрирующие высокоскоростные цели – ракеты и самолеты противника. За развитие теории и техники ФАР и создание их первых образцов для системы С-300 Александру Алексеевичу еще в 1978 году была присвоена Государственная премия СССР. Даже смерть от сердечного приступа его настигла непосредственно на испытаниях ЗРК С-400, на астраханском полигоне Капустин Яр
– ученый до последнего дня дорабатывал и улучшал свое детище…


В локаторах систем С-300/С-400 Александром Леманским заложена масса технических решений, к которым создатели заокеанских систем-аналогов, типа «Пэтриот»
или «Иджис», пришли гораздо позже: управление не только ориентацией луча
в пространстве, но и его формой; модульный принцип построения антенной решетки; антенный элемент с ферритовым фазовращателем (ячейка, из множества которых состоит антенна) – с высочайшими параметрами, и при этом простая в производстве.


Александр Леманский
Имя Александра Леманского, выдающегося советского и российского ученого, генерального конструктора НПО «Алмаз» и создателя ракетных систем противовоздушной обороны, известно не каждому – а ведь переоценить этого человека сложно! Именно благодаря ему защищающие наше небо С-400 так эффективны, имеют столь высокую дальность, скорость обнаружения и цепкость
в отслеживании и ведении целей.
Александр Леманский
Имя Александра Леманского, выдающегося советского и российского ученого, генерального конструктора НПО «Алмаз» и создателя ракетных систем противовоздушной обороны, известно не каждому – а ведь переоценить этого человека сложно! Именно благодаря ему защищающие наше небо С-400 так эффективны, имеют столь высокую дальность, скорость обнаружения и цепкость
в отслеживании и ведении целей.
Любопытно, что на международной выставке МАКС-1995, где впервые демонстрировалась ЗРС С-300ПМУ (первая модель ряда С-300П), встретились лицом
к лицу два главных «антагониста» - разработчик российского ЗРК Александр Леманский
и не менее именитый по ту сторону океана специалист по радиолокаторам Дэвид Нокс Бартон. Инженеры дружески побеседовали на тему различия в подходах
к проектированию ЗРК, Бартон был восхищен реализацией идей Леманского и отметил, что сам шел тем же путем в исследованиях.

Дэвид Бартон предлагал компании Raytheon, выпускающей ЗРК «Пэтриот», решения, позволяющие максимально расширить возможности системы по обнаружению низколетящих целей, как это сделано у российских систем, но понимания у военных заказчиков идеи не нашли… После возвращения в США Бартон дал интервью одному
из тамошних отраслевых изданий по микроволновым радарным технологиям, где
без лжи и лицемерия дал высокую оценку нашей С-300 и признал превосходство ряда решений российской инженерной школы.