Как и МАКС, праздник в 1910 году был и смотром новейшей техники, и торжеством российской инженерной школы, и
состязанием летчиков, и зрелищем для тысяч зрителей. Мероприятие проходило на Комендантском
аэродроме, недалеко от того места, где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Участвовали
самые прославленные пилоты страны того времени, авторы многочисленных летных рекордов –
первый русский авиатор Михаил Ефимов, отчаянный спортсмен Сергей Уточкин, лейтенант
Пиотровский, совершивший смелый перелет из Петербурга в Кронштадт, куда никто не попадал,
кроме как по льду и по морю, ученик самого Анри Фармана Лев Мациевич, трагически погибший
из-за технической неисправности самолета…
Были задействованы самолеты, самых известных в ту эпоху марок – французские «Farman» и «Bleriot», отечественные «Россия»,
«Авиатик», «Гаккель» – те самые «этажерки» из дерева, ткани и веревок, хрупкие даже на вид.
Пилоты совершали зрелищные полеты вокруг Исаакиевского собора с пассажирами, демонстрировали
фигуры пилотажа, бросали на точность учебные бомбы. Не отставала и «бескрылая авиация» –
всех желающих гостей многодневного праздника катали на аэростатах
и огромных воздушных
змеях (!) с пассажирской корзиной. Император приветствовал участников праздника телеграммой:
«Радуюсь удачным полетам наших офицеров. Мое искреннее пожелание им дальнейшего успеха в
этой новой военной отрасли!»