Пилотаж, как искусство и спорт, не намного моложе самой авиации. Как только первые самолеты
мало-мальски окрепли, перестав разваливаться в полете от ветерка средней силы, летчики тут
же начали выяснять их предельные возможности – устойчивость, скорость, маневренность.
Знаменитая «мертвая петля», с которой, как условно считается,
и пошло развитие высшего пилотажа, впервые выполнена русским военным летчиком, легендарным
Петром Нестеровым еще в 1913 года на хрупком «Ньюпор-4» с двигателем в 70 лошадиных сил.
Поначалу выполнение сложных трюков в воздухе было частью исследовательской работы первых самолетостроителей.
Но затем началась Первая мировая война, когда виртуозное владение крылатой техникой стало залогом выживания пилотов в бою.
И лишь в 30-50-х годах ХХ века начали появляться организованные пилотажные группы
– команды летчиков, целенаправленно созданные для коллективных выступлений в небе перед публикой.
Наша страна, разумеется, одной из первых обрела профессиональную пилотажную группу – ею стала созданная
по распоряжению Сталина в 1934 году «Красная пятерка». Генсек был восхищен новым высокоскоростным
истребителем Николая Поликарпова И-16, наблюдая высший пилотаж Валерия Чкалова в рамках испытаний,
и приказал сформировать группу из пяти пилотов-асов, чтобы продемонстрировать самолеты на московском
параде 1 мая 1935 года. И-16 выкрасили в цвет флага страны, и «Красная пятерка» успешно выступала на
государственных праздниках вплоть до начала войны.